Вестминстерское исповедание веры
Глава 22. О законных клятвах и обетах
1. Законная клятва является частью духовного служения[444] в том случае, если дается по важному поводу и если клянущийся торжественно призывает Бога быть свидетелем того, что он утверждает или обещает, и судить его в соответствии с истинностью и ложностью того, в чем он клянется[445].
2. Люди могут клясться только именем Божиим, и употребляться для клятв оно должно со священным трепетом и благоговением[446]. Поэтому клясться этим великим и страшным именем по незначительным поводам, или поспешно, или клясться чем-либо другим – грешно и отвратительно[447]. Вместе с тем, Слово Божие – в Новом Завете точно так же, как и в Ветхом – разрешает клятвы по серьезным поводам и в соответствующих обстоятельствах[448]. Таким образом, в важных случаях следует давать клятву, если того требует законная власть[449].
3. Тому, кто дает клятву, следует должным образом обдумать всю важность столь серьезного поступка, и утверждать только то, в истинности чего он полностью уверен[450]. Связывать себя клятвой можно только в отношении чего-либо доброго и справедливого, причем клянущийся должен быть уверен, что предмет его клятвы действительно таков и что сам он способен и намерен исполнить обещанное[451].
4. Клятву следует давать простыми словами в их общепринятом значении, без двусмысленностей и мысленных оговорок[452]. Клятва никого не может обязывать делать что-либо греховное, но во всем, что греховным не является, тот, кто дал клятву, обязан исполнить ее даже во вред себе[453]. Нарушить клятву нельзя даже в том случае, если она дана еретикам или неверующим[454].
5. Обет имеет ту же природу, что и клятвенное обещание; давать его следует с той же духовной осмотрительностью и так же честно исполнять[455].
6. Обет не должен даваться никому, кроме Бога[456]. Для того, чтобы обет был принят Богом, он должен даваться добровольно, по вере и из сознания долга, в благодарность за оказанную нам милость или ради получения желаемого нами; давая обет, мы еще строже обязуемся исполнять свой долг или делать что-либо иное, что может потребоваться для исполнения обещанного[457].
7. Никто не должен давать обет делать что-либо запрещенное в Слове Божием или способное помешать выполнению любой обязанности, заповеданной в Слове; то, в чем он не властен, или то, для совершения чего у него нет не только способностей, но даже обетования Божьего дать эти способности[458]. В этом отношении обеты пожизненного безбрачия, добровольной бедности и постоянного послушания не только не ведут к более высокой степени совершенства, но являются предрассудками и греховными тенетами, в которые не должен попадать христианин[459].
[444] Вт. 10:20
[445] Исх. 20:7; Лев. 19:12; 2Кор. 1:23; 2Пар. 6:22,23
[446] Вт. 6:13
[447] Исх. 20:7; Иер. 5:7; Мф. 5:34,37; Иак. 5:12
[448] Евр. 6:16; 2Кор. 1:23; Ис. 65:16
[449] 3Цар. 8:31; Неем. 13:25; Езд. 10:5
[450] Исх. 20:7; Иер. 4:2
[451] Быт. 24:2,3,5,6,8,9
[452] Иер. 4:2; Пс. 23:4
[453] 1Цар. 25:22,23,32-34; Пс. 14:4
[454] Иез. 17:16,18,19; Иис.Н. 9:18,19; 2Цар. 21:1
[455] Ис. 19:21; Еккл. 5:4-6; Пс. 60:8; 65:13,14
[456] Пс. 75:11; Иер. 44:25,26
[457] Вт. 23:21-23; Пс. 49:14; Быт. 28:20-22; 1Цар. 1:11; Пс. 65:13,14; 131:2-5
[458] Деян. 23:12,14; Мк. 6:26; Числ. 30:5,8,12,13
[459] Мф. 19:11,12; 1Кор. 7:2,9; Еф. 4:28; 1Пет. 4:2; 1Кор. 7:23
Комментарии: